Подраздел содержит информацию о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах. Информация должна быть представлена с приложением их копий (при наличии). Допускается вместо копий федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов размещать в подразделе гиперссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. №06-1844
«Нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение качества физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг»
Организация учебно-методической работы ДЮСШ по внедрению в учебный процесс ФГОС
Ананина Жанна Витальевна
Заместитель директора
по учебно – воспитательной работе
МКУ ДО ДЮСШ
Федеральные образовательные стандарты – это требования, которые предъявляются обществом к образованию в России.
Данные требования впервые были закреплены в Концепции модернизации Российского образования, принятой 29 декабря 2001 года.
В 2008 -2009 году был принят ряд документы, которые легли в основу Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения.
В октябре 2009 года были приняты ФГОС начального общего образования, в декабре 2010 года - ФГОС основного общего образования. Одновременно в Приказе Министерства образования РФ № 1241 от 17 ноября 2010 года закреплялась роль и место в новых стандартах дополнительного образования.
ФГОС II поколения – это совокупность трех систем требований – требования к результату образования; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации стандарта.
Основные результаты развития и воспитания рассматриваются через личностную, семейную и социальную культуру.
Личностная культура – это ответственность за самого себя, реализация своей социальной и профессиональной мобильности; осознание ценности человеческой жизни.
Семейная культура – это осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к Отечеству.
Социальная культура – это осознание себя гражданином России на основе принятия общих ценностей.
Другими словами, образование – и общее, и дополнительное – воспитывают личность.
Во ФГОС II поколения «красной нитью» проходит тема здоровьесбережения: сохранение и укрепление здоровья, заинтересованное отношение к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Концепция модернизации российского образования, в том числе дополнительного образования, предполагает усложнение задач, обновление содержания, форм, методов образовательного и воспитательного процесса.
Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения страны. Спорт является важным социальным фактором в деле становления взрослеющей личности. Заметна роль детско-юношеского спорта в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Спортивные занятия с детьми служат составной частью их разностороннего развития. В жизни современных детей и подростков спорт занимает определенное место в структуре досуга. Детско-юношеские спортивные школы, как один из видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, играют важнейшую роль и в физическом воспитании, и в социализации детей.
Целью ДЮСШ в области спорта является воспитание физически и духовно здорового поколения, достойного гражданина, защитника Отечества. В учебно-тренировочном процессе воспитанники осваивают систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих их интересам, общественным ожиданиям, а также приобщаются к здоровому образу жизни. В основу воспитательных воздействий поставлено положительное отношение к спорту и учебе, обеспечивающих готовность личности к выполнению социальных и профессиональных задач. Развитие потенциала ребенка, его успешность во многом зависят от тех условий, в которых происходит становление личности. Развитие успешной личности юного спортсмена – это управляемый, целенаправленный процесс.
С введением в ДЮСШ Федеральных стандартов спортивной подготовки (далее ФССП) и федеральных государственных требований (далее ФГТ), педагогический коллектив столкнулся с рядом трудностей, связанных с изменением в документации, учебных планах, образовательных программах.
Одной из актуальных проблем участия ДЮСШ, как учреждения дополнительного образования, в реализации ФССП, ФГТ является разработка образовательной программы школы и её составляющих – рабочих образовательных программ по отдельным видам спорта.
Для разрешения данной проблемы нужна работа администрации спортивной школы в двух направлениях:
Первое направление - подготовка нормативно-правовой базы и методических документов.
Второе направление – формирование готовности тренеров - преподавателей спортивной школы к деятельности в условиях внедрения ФССП, ФГТ.
По первому направлению необходима следующая работа:
1. Принять концепцию изменений, которые следует провести в документальной, содержательном и методическом аспектах образовательного процесса в связи с введением ФССП, ФГТ.
2. Разработать или актуализировать нормативные локальные акты, регламентирующих деятельности школы в условиях введения ФССП, ФГТ и создать единую нормативную базу.
3. Разработать методические материалы в целях сопровождения процесса введения ФГОС, в частности разработать методические рекомендации по разработке программ спортивной подготовки.
По второму направлению. Для сформированности готовности тренеров - преподавателей к деятельности в условиях внедрения ФССП, ФГТ необходимо:
1. Определить начальную степень готовности тренеров - преподавателей к введению ФГОС в ДЮСШ, формирование мотивации к введению ФССП, ФГТ.
2. Изучить ФГОС отдельных видов спорта.
3. Изучить отечественный опыт спортивных школ, внедривших ФГОС видов спорта.
4. Пройти курсовую подготовку по реализации ФССП, ФГТ.
5. Получать консультативую помощь в разработке программ спортивной подготовки.
6. Разработать программы саморазвития тренеров - преподавателей.
7. Разработать программы спортивной подготовки.
Хочу остановиться на некоторых особенностях образовательной программы. В соответствие с ФССП, ФГТ программа спортивной подготовки по любому виду спорта имеет следующую структуру и содержание:
-титульный лист;
-пояснительную записку;
-нормативную часть;
-методическую часть;
-систему контроля и зачетные требования;
-перечень информационного обеспечения;
-план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Одной из особенностей образовательной программы спортивной подготовки в соответствии с ФССП, ФГТ является изменения требований к тренерам - преподавателей.
Кроме требований, указанных в квалификационной характеристике, по современным стандартам педагог должен быть:
- активным пользователем информационных технологий;
- заниматься научными исследованиями, вести методические разработки;
- осмысливать и описывать свой педагогический опыт;
- иметь базовое профильное образование и необходимую квалификацию;
- иметь сформированную готовность к непрерывному образованию и самообразованию.
Касательно именно каждого педагога ДЮСШ, в критериях и показателях качества дополнительного образования детей содержатся следующие требования:
-соответствие содержания, структуры и оформления требованиям, предъявляемым к программам спортивной подготовки детей;
-наличие необходимых источников информации, методических и дидактических материалов;
-участие в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;
-активность в предъявлении собственного опыта;
-удовлетворенность участников образовательного процесса;
-уровень программного обеспечения и полнота реализации образовательных программ спортивной подготовки;
-востребованность направлений и видов спорта, сохранность контингента учащихся;
-сформированность и развитие компетенций (личностный рост, творческий потенциал, способности и одарённость детей);
-социально-значимая деятельность;
-динамика активного участия и достижений обучающихся;
-участие педагогов и обучающихся в мероприятиях: соревнованиях, конкурсах, выставках, фестивалях и т.д.
Еще одной особенностью внедрения ФССП становится наличие портфолио на каждого обучающего, что опять же приводит нас к требованиям не просто отписки по отчетам, а вдумчивой образовательной программы для каждого вида спорта с реальными результатами для каждого юного спортсмена.
В ФССП чётко прописан еще один момент - мониторинг качества дополнительного образования детей.
Данный мониторинг складывается из 3 составляющих: мониторинг качества процесса, мониторинг качества результатов и мониторинг имеющихся ресурсов.
В заключение хочется отметить, что внедрение ФССП и ФГТ позволяет решить следующие задачи:
1. Подготовку физически крепких и здоровых юных спортсменов, с гармоничным развитием физических и духовных сил, и воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.
2. Привлечение максимально возможное число детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленных на развитие их личности.
3. Осуществление планомерной подготовки юных спортсменов с целью повышения уровня физической подготовленности и их спортивного мастерства.
4. Применение образовательных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности и информационных технологий для совершенствования профессионального мастерства тренеров-преподавателей, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
5. Соответствие современным требованиям родителей и общественности.
Легкая атлетика /legkaja_atletika.pdf
Настольный теннис /nastolnyj_tennis.pdf
Футбол /futbol.pdf
Рукопашный бой /rukopashnyj_boj.docx